ЧДОУ «Детский сад «Золушка» — федеральная экспериментальная площадка ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

[7gr]040В настоящее время приоритетным направлением в образовательной политике Российской Федерации является внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее Стандарт) и осуществление воспитания и образования детей дошкольного возраста в соответствии с его требованиями.

Введение и реализацию Стандарта можно рассматривать как инновационную деятельность, успешность которой зависит от понимания её значения в образовательной практике всеми участниками образовательных отношений: педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями воспитанников, специалистами управляющих структур разного уровня.

Педагогам необходимо творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности, как творческого процесса. В связи с этим в 2015г. «Детский сад «Золушка» становится участником проекта сетевого взаимодействия по апробации и внедрению ФГОС ДО  АНО ВПО «Московская педагогическая академия дошкольного образования».

[7gr]057В 2015г. ЧДОУ «Детский сад «Золушка» присвоен статус федеральной экспериментальной площадки федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» по теме «Проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей» (приказ ФГАУ «ФИРО» № 100 от 17.06.2015г.). Научные руководители экспериментальной площадки: кандидат педагогических наук, руководитель Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования ФГАУ «ФИРО», доцент Тарасова Наталья Владимировна; кандидат педагогических наук, заведующая отделом дошкольного образования Центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования, доцент Доронова Татьяна Николаевна.

Образовательная деятельность в детском саду, отвечающая требованиям Стандарта, должна быть направлена на обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития детей дошкольного возраста. Основной целью образовательной деятельности, регламентируемой Стандартом, является освоение образовательной программы и достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребенка, учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.

Александр Асмолов – руководитель рабочей группы по созданию Стандарта дошкольного образования, академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени Ломоносова, поясняет: «Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства — это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка… В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность… Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом».

[7gr]033Ребенок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребенка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребенку создадут условия для освоения культурных практик, т.е. способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания самого себя. Играя, ребенок открывает этот удивительный мир, его разнообразие и богатство, занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир.

Реализация новых требований подразумевает новый подход к образованию, отличный от тех, которые использовались ранее. Требуется системная и качественная реконструкция всего содержания и форм дошкольного образования.

042Требования Стандарта призывают обеспечить переход:
— от возможного развития с помощью обученного взрослого – к поддержке детской инициативы взрослым, сотрудничеству со взрослыми;
— от обучения – к пробуждению и поддержке детской любознательности, поддержке желания изучать и исследовать мир, к развитию воображения, фантазии ребенка;
— от порядка и стабильности – к многообразию и вариативности;
— от накопления и «изобилия» к созданию стимулирующей и способствующей поддержке детской инициативы предметно-развивающей среды;
— от строгости и дисциплины – к эмоциональному благополучию ребёнка, диалогу, комфортности отношений, к теплым отношениям между взрослыми и детьми;
— от «работы с родителями» — к выстраиванию новых отношений семьи с дошкольной образовательной организацией, признанию приоритета семейного воспитания, к «сотрудничеству», «взаимодействию», партнерским отношениям с семьями воспитанников.

Содержание программы «Миры детства: конструирование возможностей» заключается в описании новых средств, которые ранее широко не использовались, и с помощью которых взрослый может направлять инициативу ребенка в различных культурных практиках: игре, рисовании, исследовании, коммуникации, чтении.

Для работы с детьми в семье авторами программы «Миры детства: конструирование возможностей» предложен современный дидактический материал нового поколения — «Детский календарь». В нём столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребёнка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами. Диапазон полезных дел для малыша, предлагаемый календарем, достаточно велик – это традиционные для ребёнка дошкольного возраста культурные практики: сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная и познавательно-исследовательская деятельность и, разумеется, художественная литература.

В отличие от субботников и подготовки к праздникам, в которые обычно вовлекаются семьи, «Детский календарь» позволяет родителям действительно заниматься образованием своих детей, обеспечивая при этом единство образовательного пространства. Вместе с родителями ребёнок может работать в индивидуальном темпе, в соответствии с собственным желанием. Содержание «Детского календаря» и планирование работы воспитателя взаимосвязаны, педагог включает в образовательный процесс все что прочитано, изготовлено, изучено детьми в семье, ежемесячная сменяемость материалов обеспечивает вариативность предметной среды.

Таким образом, инновационная деятельность, осуществляемая экспериментальными площадками ФГАУ «ФИРО», заключается не в стремлении переложить часть образовательной нагрузки на родителей, а создании единых подходов в воспитании и обучении детей, единого социокультурного пространства, в котором семья и детский сад, взаимодействуя друг с другом, осуществляют развитие ребенка с учетом своих возможностей.

Бийский рабочий «Детский сад «Золушка» стал единственной в Алтайском крае экспериментальной площадкой» (19.08.15г.)

Материал подготовил: ответственный исполнитель ФЭП, старший воспитатель,

Савельева Ю.А.

covid-19