Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

«Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры» 

Д.Б.Эльконин

 

Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155, представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Стандарт дошкольного образования разработан на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ. ФГОС ДО представляет требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования.

Ещё недавно детский сад был своеобразной ступенькой к школе. Дошкольное образование  впервые  стало ступенью образования. Дошкольное детство —  это период, когда формируется личность и характер и по сути он важнее школы будет.

Рисунок2Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» в статье 64 даёт понятие «дошкольного образования»:
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

 

Основные ЦЕННОСТНЫЕ ПРИНЦИПЫ дошкольного образования

— поддержка разнообразия детства;

— сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

— личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей (п. 1.2.);

— уважение личности ребенка;

— реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

— сотрудничество с семьей (п. 1.4).

 

ОСОБЕННОСТИ ФГОС ДО
•индивидуализация ребенка;
•позитивная социализация ребенка;
•активность ребенка и способность его к самообучению;
• поддержка детской инициативы;
• самостоятельная деятельность детей;
•творчество;
•совместная (партнерская) деятельность взрослого с детьми;
•насыщение и использование развивающей предметно-пространственной среды
•« от детей» , «вместе с детьми» или «следуя за детьми»

Развитие ребенка понимается как результат собственной активности ребенка.

Ребенок получает знания не только в процессе образовательной деятельности, но и в свободных видах деятельности, развлекательных мероприятиях. Дошкольное образование не должно ограничиваться только семьей или детским садом. Чтобы малыш развивался, надо жить вместе с ним эмоционально насыщенной жизнью.

Развитие ребенка возможно в деятельности: игре (сюжетной и с правилами), продуктивной деятельности, познавательно-исследовательской, чтении художественной литературы, двигательной, музыкальной.

Условия развития ребенка в дошкольном детстве:

1. Родители должны стать активными партнерами детского сада, что позволит создать единую образовательную среду и социальную ситуацию развития.

2. Учитывать особенности обучения детей дошкольного возраста. Дошкольник учится спонтанно и в основном тому. что считает нужным и интересным.

3. Наличие детской игры — ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Игра создает условия для развития эмоций, волевых усилий и воображения.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Результатом освоения дошкольником образовательной программы в детском саду становится не готовность к школе, а возрастные характеристики — целевые ориентиры, которые выступают основанием преемственности дошкольного и начального общего образования:

  • ребёнок, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Подготовил: старший воспитатель Савельева Ю.А.